Translate.Ru PROMT©
Добавить сайт в каталог

Аварийно-спасательный консенсус

(Бумажные спасатели)

В России начали торговать безопасностью. В зоне риска – Екатеринбург

Как-то по умолчанию принято считать, что безопасность граждан — дело государственное. И случись какая катастрофа – в небо тут же взмоют самолеты МЧС, водолазы бросятся к ска

фандрам… В действительности все обстоит несколько иначе. Во всяком случае, с тех пор, как аварийно-спасательные работы отданы на откуп ООО типа «Рога и копыта», которые на самом деле никого спасать не собираются. А поскольку такие фирмы «работают» и в Екатеринбурге, он тоже в зоне риска. 

Минэнерго решило быть проще


То, что аварийно-спасательными работами в России занимаются частные организации, давно не новость. Закон разрешает. Но до недавнего времени контроль над ними был тотальным. Согласно Постановлению №1091 правительства РФ, аварийно-спасательное формирование может быть аттестовано только на те виды работ, на которыe у него имеется оснащенность и аттестованные спасатели. От такого формирования требуется соблюдение нормативов времени при локализации ЧС, будь то выброс аммиака, разлив нефти или другое происшествие, опасное для граждан и экологии. Служба должна находиться в режиме постоянной готовности – обеспечивать круглосуточную работу дежурной смены, доставку людей и оборудования к месту ЧС, автономную работу группы в зоне аварии – как установлено правилом, не менее трех суток.


Чтобы получить свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ, позволяющее затем предоставлять одноименные услуги, екатеринбуржские частные компании, как и все, раньше обращались в один из аттестационных центров. Специалисты центра выезжали в Екатеринбург. Аттестационная комиссия проверяла претендентов по каждому пункту. И не для бумажки, а с полным сознанием своей ответственности.

А потом у частников появилась возможность пройти аттестацию заочно. Минэнерго РФ, куда обращаются желающие обслуживать опасные объекты, открыло еще одну аттестационную комиссию – при институте повышения квалификации ТЭК в Раменском. Здесь свидетельство выдают на основании документов, представленных заявителем. Акт проверки, конечно, существует, но подписывают его тоже в Раменском. Если кто не знает – это Московская область.

Как и следовало ожидать, соискатели двинулись в Раменское косяками. Потому что от них уже не требуется предъявить базу, оборудование и персонал. Достаточно описать все это на бумаге. Нужные данные можно позаимствовать, к примеру, из тех же нормативных документов.

Получив свидетельство на фиктивное аварийно-спасательное формирование, ООО «Рога и копыта» заключает договоры с предприятиями, имеющими опасные объекты. И по этим договорам начинают капать уже реальные деньги.

Цены на услуги таких «спасателей» в Екатеринбурге демпинговые. Расходы-то минимальные – директор, бухгалтер да пара стульев. Ни штата, ни оборудования, ни спецтехники нет. И предприятия, выбирая такого партнера, прекрасно это понимают. Но экономические мотивы берут верх над жизненной необходимостью обеспечения безопасности. Закон обязывает либо содержать собственную аварийно-спасательную службу, либо заключать договор на такие услуги. Профессионалы обходятся дорого – хоть свои, хоть на аутсорсинге. Вот тут и появляются на арене лжеспасатели. А о безопасности можно и забыть: аварии, может, еще и не будет.
Словом, обе стороны в выигрыше. И даже закон соблюден. У заказчика есть договор с фирмой, оказывающей аварийно-спасательные услуги, у этой фирмы – обязательное свидетельство, выданное аттестационной комиссией. В проигрыше оказываемся только мы, екатеринбуржцы. Ведь это мы с вами в любой момент можем оказаться в зоне ЧС, которую просто некому ликвидировать, спасатели существуют только на бумаге. Ущерб для экологии, человеческие жертвы в такой ситуации никто исключить не может.

Спасатели не обнаружены

Не так давно в столицу Урала пришло московское ОАО «Це

нтр аварийно-спасательных и экологических операций», которое создает свою филиальную сеть. Само ЦАСЭО имеет и нужные штаты, и оборудование. Все это в Москве, но, в принципе, можно и доставить, считают в компании.

Так что филиалы ЦАСЭО, получая свидетельства на право проведения аварийно-спасательных работ, показывают на бумаге, что все необходимое у них имеется. Недавно такое свидетельство получил и Свердловский филиал. Это при том, что в организации даже собственный паспорт нормально оформить не смогли. К примеру, в документе указана численность личного состава – 9 человек. Количество спасателей в дежурной смене – тоже 9. То есть все девять дежурят круглосуточно и годами.

Дальше – больше, в буквальном смысле. Специалисты расписаны по разным графам: газоспасателей 8, пожарных 9, водителей 9, знатоков разлива нефти 8… Итого общее количество специалистов – 41!

Чтобы разобраться в этой арифметике, заглядываем в раздел «Оснащенность». И все становится на свои места: каска защитная – 9 штук, сапоги – 9…

Тем не менее, такие партнеры многих устраивают, в том числе и очень солидные компании. Кстати, недавно одна из них поплатилась именно за сотрудничество со Свердловским филиалом ЦАСЭО.

Проводя плановую комплексную проверку в крупной компании транспортного профиля, МЧС пришло к выводу: аварийно-спасательные работы в случае возникновения реальной чрезвычайной ситуации ничем не обеспечены, проводить их будет некому. Транспортникам выдали предписание создать нужное подраздел

ии, вылавливая псевдоспасателей. Но что в итоге? Копеечные штрафы, предписания… Да и не в судебных решениях дело, а в интересах большого и малого бизнеса, от которых зависит безопасность тысяч и тысяч людей, безопасность нас с вами.ение или заключить договор на работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Те в ответ предъявили договор с филиалом ЦАСЭО, который базируется в Екатеринбурге, и попытались оспорить предписание через арбитраж.
29 октября нынешнего года Арбитражный суд рассмотрел это заявление к МЧС. И в итоге вслед за МЧСниками напомнил: по закону разлив нефти на почву должен быть локализован за 6 часов, разлив в акватории – за 4 часа. Возможностей для этого у Свердловского филиала не имеется, даже если они планировали использовать силы наших соседей. Пермского филиала ЦАСЭО, существующего на бумаге и даже занесенного в ЕРГЮЛ, вообще не нашли. Местные надзорные органы выяснили: по адресу, указанному в документах, расположен жилой дом. Никакого склада оборудования, помещений для круглосуточного дежурства спасателей там нет. И никогда не было.

…Вредных производств и опасных объектов на Урале – тысячи. И на них все время что-то потихоньку происходит. То слегка рванет, то вытечет, то чуть-чуть выбросится в атмосферу. Афишировать все это никому не интересно. Как в СССР забрасывали разливы нефти землей, так и сегодня забрасывают.

Но когда закапывают нефть – это еще полбеды. Со временем экосистема справится. А если в воздух поднимется хлор или аммиак – такое, что сразу насмерть? Спасать людей некому и нечем. От аварии договором не отмахнешься.

Хорошо, что МЧС исполняет свои контрольно-надзорные функц


Те же транспортники и Свердловский филиал ЦАСЭО прямо-таки нашли друг друга. Одни экономят на безопасности, другие и вовсе «за так» деньги получают. По сути, предпринимателям и не нужно, чтобы кто-то локализовывал аварии, собирал нефть.

А свердловчане-спасатели и не собирались этого делать.

Что им за это будет? Да ничего. Уже упомянутая компания спокойно расторгнет договор с ООО «Рога и копыта» и так же хладнокровно заключит новый «пустой» договор – с ООО «Чип и Дейл», чье ничем не обеспеченное аварийно-спасательное формирование к этому времени уже будет формально «аттестовано» комиссией в Раменском. Свердловский филиал ЦАСЭО найдет другого скупого и жадного клиента. А наша безопасность как не обеспечивалась, так и не будет. Бизнес – он бизнес и есть. А вот позиция Минэнерго РФ в этой ситуации совершенно непонятна. 

Ольга Анисимова 
10 декабря 2014

ГБУ Архангельской области «Служба спасения»
Учебно-консультационный центр
Пожарная безопасность
Центр Аварийно-Спасательных Формирований
Клуб пожарных
Сайт уральского горноспасателя Голоднова Антона